Акваскейп-дизайн: композиция и перспектива

Было бы ошибочным полагать, что красивый подводный ландшафт аквариума возможен без специальных знаний и дизайнерского таланта. Создание таких ландшафтов вылилось в отдельный жанр – акваскейп-дизайн. Существуют целые состязание в искусстве составления аквариумных композиций, например формата IAPLC (Япония). Там можно встретить самые неожиданные и неординарные решения, но главное – на таких состязаниях формируются тренды аквариумной композиции. Да-да, именно тренды, т.е. модные тенденции. Аквариумы тоже подвержены смене мод, хотя разбираются в столь тонком деле только посвященные. Тем не менее, каждая уважающая себя студия аквадизайна обязательно следит за достижениями в подводной индустрии. И это понятно, ведь их успех всецело зависит от уровня реализованных проектов.
 
На тему аквариумной композиции написано немало, но нельзя сказать, что все эти труды достигают цели. К сожалению, ни пошаговые инструкции, ни подробные планы посадки растений и размещения декораций не способны сделать из любителя профессионального аквадизайнера. Чтобы подводные пейзажи получались завораживающими, необходимо быть больше, чем художником. Работать с аквариумным декором очень сложно, поскольку сама вода является весьма капризной и многогранной средой, хотя ее даже не видно. Необходимо обуздать сразу несколько измерений, каждое из которых имеет свои расширения.
 
Есть мнение, что к аквариумной композиции можно подходить с позиции плоского статичного изображения. Как художник пишет картину, так и аквадизайнер создает подводный ландшафт, с той лишь разницей, что у него не холст и краски, а стеклянная банка и растения, декорации и живые обитатели. Однако очевидно, что разница в инструментарии гигантская. Это означает, что все, что объединяет художника и аквадизайнера, – это композиция и перспектива. Понятия эти нельзя назвать простыми. Они требуют подробного изучения, и чем лучше дизайнер будет владеть «базой», тем быстрее он станет делать успехи.
 
В художественных школах композицию и перспективу изучают по академической схеме. Одна из главных задач заключается в том, чтобы научить ребенка или взрослого человека создавать иллюзию объема на плоском холсте. Аквариум не является полным аналогом холста, поскольку он имеет некоторый объем. Однако даже самые «глубокие» аквариумы ограничены, а практически все акваскейперы стремятся создать в своих композициях иллюзию бесконечности, ну или, как минимум, длинную перспективу.
Итак, обойдя методики топографической посадки растений и размещение камней, коряг и прочих статических декораций, мы приблизились к главному – секрет впечатляющей аквариумной композиции в ее эффектной перспективе. Другое дело – как добиться такого эффекта?
 
У так называемой художественной перспективы есть законы. Каждый живописец знает, что чем дальше расположен объект, тем он мене резок, а его цвет – менее насыщен. С предметами переднего плана дела обстоят ровно наоборот. В воде это правило еще более выражено, чем в наземных пейзажах. Это связано с оптическими свойствами воды. Поэтому, если мы хотим получить эффект глубины, вызывающего у зрителя ощущение бесконечности аквариума, то должны размещать на заднем плане предметы с размытыми очертаниями. На помощь обычно приходит густая мелколистная растительность, градиентный фон, специальное освещение и это далеко не все. Приемов размытия заднего плана довольно много, среди них есть весьма оригинальные, например, использование отражения в заднем стекле на темном фоне.
 
Передний план аквариумной композиции, цель которой – получение удаленной перспективы, делается максимально четким и детально прорисованным. Здесь в ход идут подходящие по цвету и фактуре растения и декорации. Их цвета должны быть максимально насыщенными. Стандартный прием – использование остролистных растений, возможно с темными окантовками. Остроту их листьев подчеркивают контрастом с круглолистными растениями.
 
Говоря о переднем плане фронтального вида аквариума, нельзя не упомянуть значение света. Многие акваскейперы любят затемнять некоторые области «экрана». Это придает аквариуму некий живописный, если хотите, мистический оттенок. Для затемнения часть переднего стекла засыпается грунтом; либо к стеклу прислоняется скала, растения с густыми листьями и т.д.
 
Освещение аквариума, чаще всего, выстроено таким образом, чтобы максимальная концентрация света приходилась на первую треть объема. В таком случае свет подчеркнет резкость переднего плана, а задний план сделает менее контрастным. Однако опытные дизайнеры иногда нарушают это правило, но делают они это тонко и умело, используя различные визуальные эффекты. Иногда даже контровый свет (табу для новичков) может сослужить неоценимую услугу.
 
У композиции свои законы. Они широко известны, но наверняка повторить их для кого-то будет нелишним. В изобразительном искусстве объекты, которые должны притягивать внимание зрителя, размещаются в точках пересечений линий, которыми картина разделена на три части по вертикали и на три – по горизонтали. Зрение человека устроено таким образом, что именно эти точки являются наиболее комфортными для восприятия. Стало быть, и в аквариуме следует придерживаться правила «третей». Хотя, можно нарушить это правило, если вы мастер и уверенны в своих дизайнерских силах, специально смещая композиционный баланс.
 
В этой статье намеренно не приводятся схемы дна, повысотные планы, названия растений и виды освещения. Все это сильно бы упростило задачу и, как следствие, не принесло бы пользы. Специалисты студии «THE AQUARIUM» стараются избегать шаблонов и предпочитают искать нестандартные решения. Полагаю, вдумчивый читатель после прочтения этого блока, начнет по-другому рассматривать работы акваскейперов. Еще лучше, если он откроет для себя и другие закономерности, которые не были затронуты выше. Это непременно приблизит его к профессиональному акваскейп-дизайну.

Назад